impression / Всё для жизни: велосипеды в Кракове

А вы знаете, что все новые города похожи? Набор достопримечательностей и национальных блюд, уличные музыканты и попрошайки… Когда начинаешь понимать, что алгоритм действий туриста, где бы он ни находился – Барселона, Стокгольм, Будапешт, Ницца один и тот же, хочется выть от тоски. Как это едва не случилось в Кракове, пока под руки не подвернулся велосипед.

 
…Шла вторая неделя пребывания в Кракове, а образ города всё никак не складывался. Он был красив и обладал тысячью голосов, от него пахло вкусной едой. Нравились всё – и дома, и люди, но почувствовать город, увидеть Краков, какой он есть, не удавалось. 

 
От скуки решили покататься на велосипеде. То и дело в городе встречались велопарковки с жёлто-синими великами с логотипом компании BikeU. Любители велосипедных прогулок довольно часто пользовались именно ими – то сразу несколько подростков пролетят, то медленно проедет женщина с корзинкой, доверху наполненной продуктами.

 
Архитектурная особенность в виде пологих спусков подземного перехода бросилась в глаза в первый же день. Подумать только, в Кракове велосипеды распространены настолько, что для велосипедистов сделали отдельный спуск – чтобы не тащить по лестнице (как это иногда предлагают в Минске). Ходят по этому спуску и пешеходы, но - по своей полосе.

 
Мы заинтересовались организацией велодвижения – в Варшаве есть похожие велопарковки. Местные охотно рассказали, что к чему. 

Вот что мы знали, когда шли к ближайшей от нашего дома велопарковке.

 
Польский оператор системы проката велосипедов Wavelo, используемой более чем в сотне стран мира, - компания BikeU появился зимой 2017 года. Сперва на улицах поставили крепежи – низкие стойки с полукруглым верхом и отверстием для велоозамка, по весне к ним пристегнули велосипеды. А затем предложили всем, желающим прокатиться, «пристегнуть» к велосипеду платёжную карточку. Как подсказали наши друзья из Кракова, подойдёт и карточка белорусского банка.

 
Зарегистрироваться можно на сайте (ссылка на него чуть ниже) или с помощью мобильного приложения.

Существует несколько видов тарифов: аренда велосипеда на час в день (это стоит 19 злотых в месяц), на 90 минут (24 злотых), поминутная аренда (19 грошей в минуту) и 12-часовая (29 злотых в месяц).
Для справки: один злотый – это примерно 50 белорусских копеек.

Зарегистрировавшись, любитель велопрогулок получает четырёхзначный пинкод. Введя данные своего счёта и пин на бортовом компьютере в задней части велосипеда, можно взять в аренду два велосипеда – один по выбранному тарифу, второй – в поминутную аренду.

 
За превышение тарифа 60 и 90 минут придётся платить по 5 грошей за каждую дополнительную минуту.
Взять велосипед можно на парковке, которых в Кракове, согласно озвученным данным, - 150 единиц. Велосипедов – 1,5 тыс. Вот скрин с карты Кракова, на которой точками обозначены велопарковки BikeU.

 
Время аренды считается бортовым компьютером. Видите на фото желтую скобу на боку велосипеда?

 
Это аналог велозамка. Им велосипед прикреплён к низкой полукруглой стойке. Введёшь код на бортовом компьютере, расположенном сзади, - скоба отстёгивается, позволяя забрать велосипед; её необходимо вставить в специальный крепёж и возить с собой – до места стоянки.

 
Вернуть прокатный велосипед можно только на велопарковку, неважно, какую именно, главное, чтобы из сети BikeU. Пристёгивать к дереву или любому другому препятствию можно лишь в случае бронирования – когда, скажем, понадобилось оставить транспортное средство на полчаса-час. В этом случае включается опция «паркинг».

 
В любых других случаях за брошенный велик налагается штраф. 100 злотых списывается с карточки нарушителя за велосипед, оставленный в городе, 3 злотых – на станции, но без фиксации. Неправильно припаркованные велики – не редкость: услуга проката всё ещё является экзотикой для жителей Кракова. Люди всё ещё интересуются у 

Те, кто знает, скачивают на телефон приложение Wavelo. Здесь на карту города нанесено расположение всех арендных велопоарковок с указанием количества свободных велосипедов. Оранжевый цвет – это забронированные велики. Т.е. велосипед стоит, но право пользования закреплено за другим человеком.
Удобно, правда?

 
Приложение Wavelo похоже на игру. Выходя из дома, ты проверяешь ближайшие велопарковки, идёшь к той, где свободные велики, и постоянно сверяешься с обновлёнными данными: прибавилось велосипедов или стало меньше?

 
Оценив экономию (20-минутный талон на проезд в общественном транспорте Кракова стоит 2,8 злотых), поляки начали брать велосипеды в аренду.

У многих есть и собственный двухколёсный транспорт, но аренда удобна: о велосипеде, взятом напрокат, не надо заботиться – просто поставил на парковку и забыл. Хочешь – взял новый, хочешь – вернулся домой на автобусе. К личному же велосипеду хозяин привязан.

 
Поэтому в Кракове появилась ещё одна особенность, туристам незаметная: утром, после начала рабочего дня, в центре города появляется много арендных велосипедов, которые вечером вслед за людьми перемещаются на окраины.

Объяснив, как работает система, местная жительница София поделилась своим кодом и пожелала хорошей поездки.

Первое впечатление: взять велосипед – это быстро! Парковка располагалась на ближайшей к нам остановке общественного транспорта. Не надо следить за расписанием движения автобусов, просто бери велосипед и – вперед!

 
Второе впечатление: интересное приключение.  С кодом в виде четырёх цифр надо было ещё разобраться – как и куда его вводить. Сделал правильно – на табло появляются четыре синие лампочки, жёлтую скобу можно доставать.

 
Третье впечатление: прокатные велосипеды тяжелые. Приходится возить с собой антивандальную защиту, бортовой компьютер, ну, и жёлтую железную скобу. куда же без неё.

 
Управление понятное. Под левой кистью руки – звоночек. 

 
Под правой – переключатель скоростей. Их всего четыре, для города хватает.

 
Прямо перед тобой, на руле – корзинка для вещей, городской вариант багажника.

Но первый километр был очень страшным. Мы часто ездим на велосипедах по Минску, главные велодорожки которого никуда не ведут, и давно отказались от поездок на работу: на пути слишком много пешеходов, автомобилей и бордюров. И потом, мы здесь иностранцы и можем не знать каких-то особенностей велопередвижения, а это ж почти международный конфликт!

 
Понадобилось время, чтобы сообразить: красные полосы на тротуаре (реже – серые, но в этом случае пешеходная полоса другой «фактуры» - выложена плиткой) отведены велосипедам. Были и знаки дорожного движения, и разметка, но после понимания, что ехать надо по красному, стало очень спокойно. И очень весело, даже петь захотелось!

 
И вот тогда, вертя головой по сторонам, мы вдруг увидели: а Краков – гостеприимный и доброжелательный город! 

С широкими велодорожками, которые были повсюду (видели их и в пригороде – посёлке Величка, и на подъезде к Освенциму, о котором ещё расскажу).

С тактичными автомобилистами, которые пропускают велосипед там, где в Минске продолжают ехать и злобно сигналят (представляете, в Кракове нам уступил дорогу грузовик!). С пешеходами, которые… 

Впрочем, с пешеходами инцидент был. Как-то поздно вечером на нашу полосу вышел парень. Он пил что-то из бутылки, вроде, воду. И быстро отошёл в сторону, едва мы позвонили в звонок, даже извинился, кажется. Это был единственное пересечение с пешеходом.

Я не знаю, сколько лет поляки ездят на велосипедах по велодорожкам, но цветовая дифференциация здесь соблюдается примерно как со штанами. Ну, вы помните?   

Конечно, на велосипедах ездят и по пешеходным зонам, где нет никакого деления на полосы. 
Как удаётся разъезжаться – не понимаю.

 
Но разговоров о «водятлах», которых надо обязать сдавать ПДД, не слышали. Велосипедистам и пешеходам просто удаётся мирно сосуществовать – и всё. 

 
На автомобили внимания не обращали – совсем: мы просто не пересекались с ними. Следуя красному следу велодорожки, однажды с удивлением поняли, что едем по улице с автомобильным движением. От автомобилей мы были отделены специальным преграждением, пешеходы шли по тротуару... Поверьте, человеку, приехавшему сюда из Минска, это очень сложно – и принять, и понять.

 
Отдельное замечание про поломки. Ничто не вечно – с великами тоже случаются проблемы. Для этого работает служба поддержки. Поэтому колеса накачивать никогда не нужно – всё в полном порядке. А если вдруг перестало работать переключение скоростей, можно оставить сообщение – через тот же бортовой компьютер. Велосипед найдут и починят. Кажется, сообщившему за это полагается бонус – маленькая денежная премия.

Во время нашего приезда над Краковом повисла изнуряющая жара. Было очень тяжело ходить по улицам и однажды весь день мы провели в торговом центре лишь потому, что там были кондиционеры.

Жаль, что тогда мы ещё не сели в седло. Потому что, когда ты на велосипеде, откуда-то появляется легкий ветерок. И архитектурные достопримечательности уже не кажутся наказанием (или спасением, если это музей с кондиционером).

 
Мы стали свободными. До центра доезжали со скоростью городского автобуса. Успевали увидеть то, что оставалось незамеченным из окон общественного транспорта. Заезжали на улочки, закрытые для пассажиров общественного транспорта. Мы успевали больше. Мы слились с Краковом, мы стали этим городом!

 
Наверное, именно тогда, из седла велосипеда, стала чётко различима разница между этими городами – Минск и Краков и их жителями, которые ездят на автомобилях и велосипедах.

 
В чем она, эта разница – воспитании? привычках? красных дорожках? Преодолима ли? Мной ответ на эти вопросы найден. А вами?..


PS. В последних день путешествия мы забирали велосипеды из центра – у Galeria Krakowska. Пока разбирались с пин-кодом, подошёл молодой мужчина с арендным велосипедом. Но не пристегнул его, а отставил в сторону и взял ещё один. Заинтересованные, мы не спешили уезжать – казалось, велосипед проверяет кто-то из обслуживающего персонала. Мы ошиблись. Мужчина был просто мужчиной. Он не спеша покатил два велосипеда, направляясь к девушке, которая ждала у здания торгового центра. Свидание на велосипеде…

Кто сказал, что у города нет души? Я люблю тебя, Краков!

 
А все данные о прокате велосипедов в Кракове тут.

А ещё важно сказать: система аренды велосипедов в Кракове создана за счёт городского бюджета. Велосипеды ремонтируют за взносы арендаторов, спонсоров и собственные средства оператора.

Ну, и видео, куда ж без него. :) Всё именно так было и с нами.

 
велосипеды,краков,дорожное движение,пдд,минск,велодорожка
  • vv, 28.08.2017 18:46 #
    +1
    1
    Классно ) велоинфраструктура здорового человека) а в Минске курильщика )) 
    Конечно, на велосипедах ездят и по пешеходным зонам, где нет никакого деления на полосы.
    В Германии часто такие зоны запрещены для движения велосипедов с 8 до 18 ч, 30 евро штраф если попасться
    ответить на комментарий
    • impression, 28.08.2017 19:17 #

      Почему курильцика? Много тенистых лавочек, где можно присесть?) А вот все правила передвижения на велосипедах не исследовали - ездили исключительно по велодорожкам. )
      ответить на комментарий
  • sonejka-ja, 28.08.2017 19:19 #
    +1
    1
    Вельмі цікава і класна! Дзякуй за расповед!!!! Шкада, што ў Кракаве была даўнавата... Цяпер бы з задавальненнем... на веласіпедзе... Але калі раптам... Буду ведаць!!!!
    ответить на комментарий
    • impression, 29.08.2017 18:41 #
      +1
      1
      Вялікі дзякуй! Кракаў блізка - яшчэ пакатаемся :)
      ответить на комментарий
  • adelka, 29.08.2017 23:44 #
    +2
    2
    Вау! Какой-то велорай, не меньше! Волшебно.. Спасибо за информацию, теперь очень хочется в Краков)
    ответить на комментарий
    • impression, 30.08.2017 07:34 Комментарий удален автором блога.
    • impression, 30.08.2017 07:35 #
      +1
      1
      А ещё можно другие города проверить. Есть информация, что Wavelo - это система велопроката, существующая более чем в сотне стран и BikeU - лишь один из перевозчиков Вот сколько такая аренда велика стоила бы у нас? И вообще возможна ли?..
      ответить на комментарий
  • adelka, 30.08.2017 10:20 #
    +1
    1
    мы видели подобные велопарковки в Барселоне и в Варшаве. В Ваве не было времени толком изучить, как это работает)) А в Барсе, насколько я помню, такие велосипеды только для жителей города. При доступе к велику нужна вроде местная id-карта. Первые 30 минут - бесплатно)
    ответить на комментарий
    • impression, 30.08.2017 17:44 #

      Местные подсказывают, что в Кракове, можно и по белорусской. )
      ответить на комментарий
Ответить автору поста
impression
21 пост
Последние комментарии
Chaild
Malechka
fenix
Lapka
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}